Общество

Православная церковь чтит память Преподобного Сергия

Православная церковь чтит память Преподобного Сергия сегодня, 18 июля. В этот день, 5 июля (по старому стилю) в 1422 году были обретены мощи Игумена Радонежского.

В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в "Житии Преподобного Сергия": "По подобию того, как подобало пострадать Христу, и через крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть".

Выстояла обитель Живоначальной Троицы, как и предрекал преподобный Сергий. Перед началом строительства нового храма, Сергий Радонежский явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, были открыты и извлечены нетленные мощи Преподобного. Все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя гроб действительно стоял в воде.

При большом стечении верующих и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Дмитриевича, святые мощи были извлечены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (сейчас на этом месте находится церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают по сей день.

Преподобного Сергия почитали и в те далекие времена. Роль этого святого очень велика в истории России. По преданию Сергий Радонежский родился в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. Несмотря на то что родители были знатными, жили они просто. Домашний быт семьи был ближе к крестьянскому, сына своего Варфоломея (так звали Преподобного Сергия до монашества) воспитывали в строгости и приучали к труду.

В семь лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, а вот Варфоломею наука не давалась. Маленький ребенок был очень упорным в своем стремлении научиться, но как  ни старался, учеба не шла. Но случилась одна история, которую мы знаем по известной картине, где молодой мальчик стоит со сложенными руками напротив схимника и, видимо, что-то просит. Этот юноша, столь близкий нам на картине, и есть Варфоломей, беседующий со старцем чернорица. Старец спрашивает мальчика:

- Что тебе надо?

Варфоломей сквозь слезы рассказал о своих неудачах в учебе и попросил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом стал старец на молитву, а рядом с ним и Варфоломей. Окончив молитву, монах вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

- Это тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно принимали странников. Старец попросил мальчика почитать псалмы. Ребенок отговаривался неумением, но посетитель сам дал ему книгу и повторил свою просьбу. Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он хорошо читает. Уходя, старец еще раз подтвердил, что теперь Варфоломей будет хорошо понимать Святое Писание и одолеет чтение.

После смерти родителей Варфоломей отправился к брату в Хотьково-Покровский монастырь. Но сердце его стремилось к "строжайшему монашеству". Убедив брата Стефана, они основали пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и была построена (около 1335 года) небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит сейчас соборный храм Святой Троицы в Лавре. Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей же остался в полном одиночестве, в 23 года он принял постриг под именем Сергий.

Так молодой монах остался один среди лесов. Возникали перед ним звери и мерзкие гады. Он молился. Легко ли было выдержать в лесу, в скромной келье? Но Сергий был упорен, терпелив и "боголюбив". Однажды Сергий увидел у кельи огромного медведя, но слабого от голода. Пожалел его монах. Принес краюшку хлеба. Мохнатый странник мирно съел, а после стал навещать его регулярно. Так и сделался ручным мишутка.

Шло время, Сергий сам основал пустынь, построил церковь, монастырь стал расти, братия желали, чтоб Сергий стал игуменом, но он не соглашался. И вот братия заявила, что если не будет игумена, все разойдутся. Пришлось уступить Сергию. Правда собственную жизнь в игуменстве не изменил: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.

В пятидесятых годах пришел к Сергию архимандрит Симон из Смоленской области. Симон первый принес в монастырь средства, на которые построили новую, более большую церковь Святой Троицы. Монастырь разрастался, а средств на содержание было недостаточно. В один из периодов нужды в обители нашлись недовольные. Зароптали.

Пришел инок к преподобному от лица всех и говорит: "Мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем, нет сил у нас выносить такие лишения".

Сергий обратился к братии, но не успел он закончить речь свою, как в монастырские ворота постучали. То были повозки с хлебом.

- Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Только после того как отслужили благодарственный молебен, всем было благословлено сесть за трапезу.

Слава о монастыре с каждым днем расходилась по России. Многие приезжали издалека, чтобы только взглянуть на преподобного. В это время сближается преподобный Сергий с митрополитом Алексием, улаживает распри и совершает грандиозную миссию по распространению монастырей. Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. Времена Батыя, разорения Владимира, Киева – все было далеко. В истории шли два процесса, разлагалась Орда - дробилась, крепло молодое русское государство – Русь объединялась.

Но между тем, в Орде Мамай стал ханом. Он собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, вошел в сговор с генуэзцами, литовским князем Ягелло. Время для князя Дмитрия опасное. До этих дней Сергий был тихим отшельником, святым. Теперь же перед ним стояла трудная задача: благословить на войну. Для монаха благословить на кровопролитие – это тяжкое испытание. Но Русь находится в опасности.

Так, 18 августа Дмитрий Донской с князем Серпуховским Владимиром, а также князьями других областей и воеводами приехали в Лавру. Русь впервые  собралась в этой встрече: Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники – война шла в Лавру. Время поджимало. Необходимо было торопиться. Сергий упросил Дмитрия остаться к трапезе, где и сказал ему такие слова:

- Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном, но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.

Сейчас мы уже знаем, что означали слова старца.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой и со словами: "Иди, не бойся. Бог тебе поможет" отправил их на защиту отечества. А на ухо шепнул: "Ты победишь".

В помощники князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей – в образе схимы. Такая поддержка придала духу войску Дмитрия Донского, а одежда схимников (черная с белыми крестами) добавляла священно-крестоносный облик.

20 августа 1380 года Дмитрий был уже в Коломне. 26-27 августа русские перешли Оку, по рязанской земле наступали к Дону, а шестого его достигли. Задумались, ждать ли татар или переплавляться. Опытные воеводы предлагали здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Но Дмитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Сергий же в эти дни посылал ему грамоту: "Иди, господин, иди вперед, Бог и Святая Троица помогут!"

8 сентября 1380 года. По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти за отечество, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Пророческими были слова Преподобного Сергия: "Многим плетутся венки мученические".

В эти же часы молился с братией у себя в Лавре и Преподобный. Он знал все о ходе боя, читал заупокойные молитвы за тех, кто безвременно погиб, а в конце сказал: "Мы победили". Такова роль Преподобного Сергия игумена Радонежского в истории России.

Скончался Преподобный спустя 12 лет, 25 сентября 1392 года. Как мы уже отметили, был похоронен в Лавре, где и по сей день находятся его нетленные мощи. И до сих пор верующие съезжаются в Троице-Сергиеву лавру со своими молитвами к Преподобному: одни просят помощи в обучении, другие же исцеления, а третьи просто мудрости.

Мария Ракова, по материалам издательства "Сибирская Благозвонница".

1644

Модуль "Форум" не установлен.

Смотрите ещё

Новости по теме