Культура

Часы Троице-Сергиевой лавры прошли профилактику

Профилактические работы по обслуживанию механизма и обновлению стрелок часов завершены на колокольне Троице-Сергиевой Лавры. По приглашению старшего звонаря обители игумена Антония (Зинина) работы уже не в первый раз проводил часовых дел мастер, житель Калуги Александр Георгиевич Красников. Уже 50 лет он ремонтирует, обслуживает и реставрирует часовые механизмы.

Первые часы лавры были выполнены по заказу наместника обители Преподобного Сергия митрополита Платона (Левшина) "тульским ружейной слободы" мастером Иваном Кобылиным-Большим. Они прослужили с 1784 по 1905 год. Затем был поставлен ныне действующий механизм, созданный часовых дел мастером Андреем Александровичем Энодининым. Под его руководством созданы часы для многих монастырей и общественных зданий дореволюционной России.

Lavra_chasi_02.jpg

По словам часовщика Александра Красникова, часы Эндонина более массивные и более серьезные по сравнению с другими его часами. Они весят больше тонны, но при этом очень легкие. Такая у них уникальная конструкция.

В то же время лаврские часы являются стандартными по оформлению и по содержанию – четыре шестерни. Ход от пружины заводной, стрелки – четыре шестерни, и еще есть четыре шестерни, которые вращают минутную стрелку; редуктор – один к двенадцати, часовая минутная стрелка: часовая стрелка делает полный оборот за сутки, а минутная – множество раз. Затем выстраиваются карильоны – это четверти, или, как говорят, часы-куранты.

Александру Георгиевичу не раз за свою жизнь приходилось иметь дело с эндонинскими часами. Мастер отметил, что Андрей Энодин в свое время выпускал до 600 башенных часов в год. Он специализировался, в отличие от других часовщиков, на башенных колокольных часах и курантах для колоколен, административных зданий, вокзалов, железной дороги. У его часов очень много сходства с немецкими, но, конечно же, он много внес и своего.

До революции в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры тоже были энодинские часы. Также отреставрированные Александром Красниковым часы великого мастера украшают сегодня славный город Саров.

Во времена митрополита Платона (Левшина) в Лавре даже были штатные часовщики, и их даже отправляли учиться на часовых дел мастеров, при этом Лавра оплачивала обучение. Но вот, к сожалению, ничего неизвестно об учениках Энодина, хотя таковые и были.

Известно, что в 1893–94 гг. А.А. Энодин поставил часы в Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре и обслуживал их. И вот однажды наместник обители написал Энодину, что ему дорого платить за обслуживание часов, и поручил это дело местному водопроводчику. Прошло три года, и наместник вновь написал Энодину письмо, в котором просил последнего приехать посмотреть часы, потому что с ними стало что-то не так. Энодин ответил, что, конечно, он может приехать, но каждый раз ему очень тяжело преодолевать такой длинный путь. Поэтому наместник заключил с Энодиным новое соглашение, на основании которого данными часами стали заниматься его ученики и последователи. Естественно, если делаешь 600 часов в год, без завода, мастеров, учеников и последователей не обойтись.

Lavra_chasi_01.jpg

Вероятно, читателям будет интересно узнать, как Александр Георгиевич начал свой профессиональный путь, как Господь привел его в Троице-Сергиеву Лавру и какие профилактические работы он провел с лаврскими часами. Слово самому мастеру:

"Я начал сам заниматься часами без всякого обучения, примерно, с 1967 года – с 15 лет. Самому приходилось доходить до всего. Однажды спустился в подвал у себя в Калуге, увидел, лежат там какие-то часы с тремя гирями, – с этого всё и началось. Начал их делать, но у меня всё вышло наоборот: сначала часы били, потом мелодия играла, а потом часы начинали идти.

Занялся я часами маленькими, карманными, лет через 20 стал заниматься курантами: казалось, всё просто – всего четыре шестерни!

В 1986 году я реставрировал часы на колокольне в Калуге – это были тоже энодинские часы, с чего всё и началось. Именно с этими часами в 1998 году я оказался в Оптиной пустыни, куда приехал тогдашний лаврский эконом отец Георгий (ныне митрополит Нижегородский и Арзамасский – Прим. ред.), искавший часовщика для реставрации часов на лаврской колокольне. К этому времени за 10 лет работы с курантами я уже поднаторел.

Он мне предложил реставрировать часы. В три часа они стали у меня играть на колоколах "Коль славен наш Господь…", а через три часа – "Боже, Царя храни!" Те же самые произведения – на Петропавловской крепости. Но это мне стоило многих лет и большинства седин… Конструкция этих часов довольно сложная, никакой электроники – в них всё чисто механически. В четверть часа они по разу ударяют, в три часа играется одна мелодия, потом перезвоны до шести часов, затем другая мелодия звучит, а потом третья и четвертая и часы отбиваются. Чтобы установить определенную мелодию на часы, нужны хорошие нотные колокола – всё зависит от них, частота и механика. Так же и с лаврскими… Сколько лет мы с главным звонарем Лавры игуменом Антонием подбирали звоны!

В Лавру я попал благодаря отцу Георгию. Приехав в обитель, я не мог понять, какое время показывали часы на колокольне: одна стрелка – на двенадцати, а часовая – между тремя и четырьмя. Я полез на колокольню. До меня часовщики периодически лазали на колокольню и заводили часы при свече.

После этого посещения я написал отцу Георгию несколько страниц с замечаниями касательно лаврских часов. Эти часы (т.е. циферблаты – Прим. ред.) делал в 1784 году Кобылин, тульский мастер. Циферблаты с тех пор и были, но к нашему времени стали уже дырявыми как решето. Несколько цифр отвалилось от циферблата. Сами железные циферблаты напоминают колесо: от центра отходят спицы, на которые клепается железо, но, спустя полтора века, многие железные сегменты были утрачены. Поэтому я сказал отцу Георгию, что цифры уже не держатся, падают – нужно циферблаты менять. Нужно было и гайки подтягивать, тросы износились – часовой механизм нужно было приводить в порядок. Да, было что написать на несколько листов…

Отец Георгий посмотрел и сказал: "Сейчас я не смогу ничего сделать. Пускай всё стоит до 2000 года, когда начнется реставрация Лавры, в т.ч. и колокольни. Тогда я тебя приглашу и будем этим заниматься".

Итак, впервые решение о реставрации стрелок и обновлении цифр циферблатов было принято в 1998 году, о чем я уже говорил, и начало осуществляться в 2000 году.

Тогда отец Георгий озадачился вопросом: как мы будем снимать часы с такой высоты? Нужен был кран не менее 60 метров, т.к. часы на колокольне установлены на высоте 45 метров. Был заказан кран "Крупп", доставлен в Лавру. За один день мы сняли циферблаты со всех четырех сторон колокольни, хотя кран был выписан на четыре дня! А ведь аренда крана была очень дорогой…

Затем я нашел завод и договорился с его директором, чтобы снятые с лаврской колокольни часы привезли к ним на ремонт. На этом подмосковном заводе лаврские часы отреставрировали и в 2002 году установили на монастырскую колокольню.

К настоящему моменту часовые редукторы, стрелки нужно было немного переделать. К тому же со стрелок облетела позолота.

Месяц назад я остановил часы, снял все стрелки и отдал их на завод реставрировать и наносить позолоту. Сейчас стрелки уже готовы и установлены на циферблаты. Я произвел наладку часов и все профилактические работы по обслуживанию механизма и реставрации – обновлению – стрелок. Также была выполнена балансировка стрелок лаврских часов".

Таким образом, плановые профилактические работы на лаврских часах в рамках большой реставрации колокольни, которая осуществляется уже в течение 15 лет, завершены.

Максим Лапшин, пресс-служба Троице-Сергиевой Лавры

2664

Модуль "Форум" не установлен.

Смотрите ещё

Новости по теме